СОВЕТ 1: ЗНАЙТЕ ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
На этой странице обсудим тему автомобильных аварий. Предполагаем, что мало кто из вас понимает свои действия в случае попадания в ДТП. Информации будет достаточно много, поэтому одним постом обойтись не получится.
Размышляя над темой, мы поинтересовались статистикой ДТП в Украине за 2023 год. Она находится в на сайте патрульной полиции и в других открытых источниках. Цифры, конечно, абстрактные, но кое-что есть интересное.
В целом, ежегодно в Украине происходит около 150 тысяч ДТП. Если считать, что по стране катается приблизительно 10 миллионов автомобилей, то получается, что в ДТП попадают всего полтора процента машин. Вроде как и немного.
Больше всего ДТП происходит в Киеве и Киевской области, Львовской и, внимание, нашей родной Днепропетровской области. И тут я вообще ничему не удивляюсь. Вы сами видели, сколько придурков ездит в Кривом Роге.
Больше всего ДТП происходит в Киеве и Киевской области, Львовской и, внимание, нашей родной Днепропетровской области. И тут я вообще ничему не удивляюсь. Вы сами видели, сколько придурков ездит в Кривом Роге.
Наиболее частые виды ДТП - столкновения, наезд на пешехода, наезд на препятствие. Соответственно, наиболее частые причины этих ДТП - превышение скорости, нарушение правил маневрирования (сюда же входит перестроение между полосами без сигнала поворота), а также нарушение правил проезда перекрестков.
Чаще всего ДТП происходят по вторникам, средам и пятницам. Если по времени суток, то это с 7 до 8 утра и с 3 до 4 дня. То есть, время, когда мы едем или возвращаемся с работы.
Признаемся, что наши инструкторы тоже попадали в ДТП. Причём неоднократно. Иногда это было по их вине, иногда не по вине других водителей. Хотя, слава Богу, все случаи - ничего серьезного. Надеемся, что так будет и дальше.
Нам кажется, что ДТП - это неизбежность для каждого водителя. Рано или поздно каждая из вас, вероятно, попадёт в аварию. И вот именно поэтому нужно чётко понимать алгоритм действий в подобных случаях.
СОВЕТ 2: УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ - ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ЗАНЯТИЕ
Есть шикарный способ, который даёт сто процентов гарантии. Нужно просто положить ключи от автомобиля на полочку и больше никогда к ним не прикасаться.
Иного варианта нет. Поскольку управление автомобилем - это потенциально опасное занятие. Риск совершить ДТП есть как у начинающего водителя, так и у профессионала с 20-летним стажем.
Когда мы ходим по дороге, то обычно не задумываемся, что можем отступиться, споткнуться и упасть. Хотя ямы, бордюры, ступеньки и другая потенциальная опасность подстерегает на каждом шагу. А всё потому, что у каждого из нас десятки лет стажа ходьбы.
Но когда мы были детьми, то падали по несколько раз на день. Разбивали в кровь колени, локти и брови. Моя дочка в детстве долбанулась о бордюр так, что потом её показывали челюстно-лицевому хирургу.
Упав, мы плакали от боли и обиды. Но поднимались на ноги и снова делали шаги. И никто не сказал, что ходьба - это не для нас.
Профессиональный пловец не застрахован от того, что в воде его не схватит судорога. Военный лётчик не застрахован от катапультирования. Но каждый из них продолжает делать свою работу, не думая о плохом.
Так, девочки, и с управлением автомобилем. Никто не застрахован от ДТП. Говорю это почти со стопроцентной гарантией.
Автор этих строк тоже попадал в аварии. И когда только учился, и пару лет назад. И знает, что, к сожалению, попадёт в ДТП когда-нибудь ещё.
Но, тем не менее, это не помешало мему стать инструктором. Учить девушек, как надо безопасно управлять автомобилем. А не попадал бы в аварии, то не знал, что рассказать.
Так что, девочки, относитесь к риску ДТП философски. Аварии - это, конечно, плохо, но не критично. Всё, что с нами происходит, делает нас сильнее.
Не надо бояться ездить. Конечно, нужно быть за рулём собранной и внимательной, стараться не совершать ошибок и предвидеть потенциальные опасности. Но, в целом, управление автомобилем должно приносить кайф, а не стресс.
СОВЕТ 3: НЕ ПАНИКУЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В АВАРИЮ
Итак, девочки, допустим, произошло ДТП с вашим участием. Что делать дальше? Во-первых, как говорится, нужно расслабиться и постараться получить удовольствие.
ДТП уже произошло. Время даже на секунду назад не вернуть. Поэтому охать и ахать, бегать вокруг машины, хвататься за сердце и плакать бесполезно и поздно.
Мы понимаем, что автомобиль жалко. Но всё уже произошло, и причитания уже не помогут. Главное, чтобы все были живы и здоровы. А машина - это кусок железа, который можно починить. Поэтому вам нужно успокоиться, собраться с мыслями и начинать действовать.
Если всё сделать правильно, то можно минимизировать потерю своего драгоценного времени, будущие финансовые затраты, а главное - сохранить душевное спокойствие.
Итак, погнали:
• Ставим машину на ручник и включаем аварийку
Правила дорожного движения требует в 20 метрах от места ДТП поставить знак аварийной остановки. Ни в коем случае не покидаем место возникновения аварии. Машина остаётся на месте, даже если она мешает проезду.
• Выходим и осматриваемся
Если есть пострадавшие, то вызываем скорую помощь. Если уже совсем плохо, то оказываем помощь самостоятельно. Соответственно, вы понимаете, что аптечка в автомобиле должна быть.
И огнетушитель, кстати, на всякий случай тоже должен находиться в салоне автомобиля.
• Фотографируем повреждения как своего автомобиля, так и второго участника ДТП
Для этого обычно со всех сторон фотографируют место аварии, а также крупным планом - повреждения автомобилей. Не забудьте сфоткать автомобильные номера.
• Вызываем ментов
Телефон 102. Так и так, я попала в ДТП, пострадавших нет, нахожусь там-то.
• Теперь самое главное: звоним в свою страховую компанию
Для этого берём в руки страховой полис и находим телефон горячей линии. Обычно он начинается с 0800.
Звоним и говорим, что так, мол, и так, я Иванов Иван Иванович, попал в ДТП. Застрахованный автомобиль Мерседес Бенц, госномер такой-то. ДТП произошло на кольце Артёма. Второй участник ДТП - на такой-то машине. Повреждения такие-то.
В общем, страховой агент сам будет задавать вам нужные вопросы. Вам нужно просто позвонить и быть готовым давать ответы. И кстати, исходя из сказанного, обязательно держите в автомобиле страховой полис, а номер телефона горячей линии лучше запишите в телефон.
• Звоним своему мужику
• Теперь начинаем общаться со вторым участником ДТП
Он может начать наезжать, типа: "Кобыла тупорылая, права купила, ездить не купила, у тебя что, повылазило?" Ни в коем случае не поддаёмся на провокацию. Если вы видите, что мужик в неадеквате, то попросту вернитесь в автомобиль и дожидайтесь полиции.
Если мужик при памяти, то сообщите ему, что уже вызвали полицию. Не нужно выяснять, кто прав, а кто виноват. Свои показания вы расскажете ментам, а они уже сами сделают выводы.
СОВЕТ 4: ВАША СТРАХОВКА - ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПОСТРАДАВШЕМУ
Например, виновником ДТП определили вас. В таком случае ваша страховая компания даёт деньги на ремонт пострадавшей стороне. То есть не вы из своего кармана платите за ремонт пострадавшего автомобиля, а ваша страховая компания.
Если пострадали вы, то наоборот, страховая компания виновника ДТП платит деньги вам. Если виноваты обе стороны, то ваши страховые компании выплачивают деньги на ремонт крест на крест.
То есть смотрите: вы покупаете страховку для того, чтобы в случае ДТП ваша страховая компания заплатила за ремонт пострадавшей стороне. А за ремонт собственной машины вы будете платить сами, если окажетесь виновником ДТП. Ваша страховая компания деньги на ремонт вашего автомобиля не даст.
Причем виновник ДТП вообще не парится по поводу ремонта пострадавшего автомобиля. За него всё сделает страховая компания. А вот для пострадавшей стороны выбивание денег по страховке - это конкретный геморрой.
Страховая компания виновника ДТП не позвонит вам и не скажет: "Людмила Прокофьевна, ваша же машина пострадала в ДТП. А ну-ка пришлите номер карты, мы вам сейчас переведём деньги. Только скажите, сколько мы вам должны".
Хрена с два. Так это не работает. Вам придётся пройти семь кругов бюрократического ада, чтобы получить деньги на ремонт машины.
Надо будет написать заявление. Нужно будет сделать фотографии полученных повреждений. Нужно будет предоставить протокол ДТП из патрульной полиции. И, возможно, решение суда.
Потом будут оценивать, сколько потребуется денег для ремонта. Потом скажут или придётся самой искать ремонтную мастерскую. И только тогда выплатят деньги на ремонт. При этом, страховая компания из назначенных к выплате денег заберёт свою франшизу.
И что немаловажно, пока весь этот процесс длится, вам самостоятельно ремонтировать машину нельзя. Не получится сделать ремонт за свои деньги, а страховая компания потом ваши затраты компенсирует. Несколько месяцев ваша машина будет оставаться разбитой.
СОВЕТ 5: ЗНАЙТЕ СТОИМОСТЬ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ
Могут быть такие случаи, когда ДТП произошло без пострадавших, повреждения автомобилей незначительные, а виновник аварии предлагает рассчитаться на месте и не вызывать полицию. Причин этому может быть много. Например, у виновника нет страхового полиса или банально он куда-то сильно спешит.
В таком случае деньги можно брать. Но только если вы понимаете, во сколько обойдется ремонт машины. И если в ДТП нет пострадавших.
Так вот смотрите, если вам даже слегка поцарапали краску на двери машины, то дверь придётся полностью перекрашивать. А это по сегодняшним ценам в Кривом Роге стоит в среднем 150 долларов. То есть около 6 000 гривен.
То есть, например, вам повредили какую-то одну часть машины. То ли вам помяли дверь, то ли поцарапали бампер, то ли помяли и поцарапали капот - ремонт будет стоить шесть косарей. На меньшую сумму не соглашайтесь.
Если разбили лобовое стекло, то для седана оно будет стоить от двух пятнадцати тысяч гривен, в зависимости от марки машины, производителя и наличная в стекле различных наворотов. Плюс работа за установку. А боковое зеркало заднего вида стоит около десяти тысяч гривен.
Иными словами, если вам предлагают рассчитаться на месте, то вы, как минимум, должны ориентироваться в ценах. Если не понимаете цен, то самый универсальный способ - звонить своему мужику. Или знакомому автомеханику. И дальше действовать по его указаниям.
СОВЕТ 6: ИНОГДА МОЖНО ЛИ РАССЧИТАТЬСЯ НА МЕСТЕ
А что делать, если виновник автомобильной аварии - вы? Например, не успели остановиться и ударили в бампер переднюю машину. Или начали перестраиваться, не посмотрев предварительно в сторону вращения руля, и долбанули в бочину соседнюю машину.
В таком случае у вас два варианта:
• Заплатить владельцу пострадавшего автомобиля и разъехаться, не вызывая полиции
Тут нужно понимать, что чем меньше вы заплатите, тем вам лучше. При этом, вспоминаем сразу мой прошлый пост о базовой цене ремонта повреждений. Если речь идёт о рихтовке и (или) покраске какой-то одной части машины, то это будет стоить минимум 6 000 гривен.
Этот вариант подойдёт, если пострадавший окажется адекватным. Но, возможно, он начнёт борзеть и рассказывать, что ремонт автомобиля стоит все деньги мира. В таком случае ни в коем случае нельзя вестись на его угрозы. Ни с чем не соглашайтесь, прекратите с ним какие-либо разговоры и вызывайте полицию. Есть ещё один нюанс - спустя время пострадавший может сказать полиции, что вы скрылись с места ДТП.
• Вызывать полицию и фиксировать ДТП
И вот полицейский зарисовал схему ДТП и говорит: "Людмила Прокофьевна, виновник ДТП - вы. Вы не не соблюдали безопасную дистанцию". Или так: "При выезде из кольца с средней полосы вы не предоставили преимущество автомобилю, который двигался дальше по кольцу справа от вас".
Повреждения у пострадавшего автомобиля незначительные, и вы сами понимаете, что косяк ваш. В таком случае, рекомендую соглашаться и признать свою вину. И свои показания зафиксируйте в протоколе.
Тогда получится так. Ремонтом пострадавшей машины займётся ваша страховая компания без вашего участия. Ну а собственную машину, конечно, придётся ремонтировать самостоятельно.
Но при этом, вас не будут таскать по судам. Всё, вы признали свою вину, доказывать в суде ничего не надо. А весь геморрой по ремонту пострадавшей машины, ещё раз повторюсь, ложится на плечи самого пострадавшего. И вас не будет волновать, во сколько ему обойдётся ремонт.