РЕКОМЕНДАЦИЯ 1: ЗНАЙТЕ ПРАВИЛА ПРОЕЗДА КОЛЕЦ
Как-то раз на вождении одна из наших учениц призналась, что её муж, скажем так, плавает в знаниях правил дорожного движения. Особенно, если речь заходит проезда кольцевых развязок. Мол, как только заехал на кольцо, то ты уже главный на дороге, езжай дальше, никого не пропуская.
Ну, такое утверждение - не совсем правильное. Мы бы сказали, что совсем неправильное. Если проезжать кольца так, как сказал муж, то рано или поздно это приведёт к дорожно-транспорнуму происшествию.
Поэтому хотим обсудить в этой публикации тему именно проезда кольцевых развязок.
Итак, если своими словами, то алгоритм действий при проезде хоть 95 квартала, хоть Артёма, хоть Освобождения или 129 квартала заключается в таких правилах:
Первое правило
Кольцо - это всегда главная дорога по отношению к дорогам, которые к кольцу примыкают. Это значит, что, подъезжая к кольцу, нужно посмотреть налево и пропустить всех, кто уже едет по кольцу, если ваши траектории движения на кольце могут пересечься.
Пример:
Вы по правой полосе заезжаете на 95 квартал со стороны Мудрёной. Далее по наружному кругу сразу поворачиваете направо на Дзержинку. В этот момент все машины едут по кольцу, заняв средний и внутренний круги кольца. В таком случае, вам никого не надо пропускать, поскольку ваша траектория движения с едущими по кольцу машинами не пересекается.
Второе правило
На кольцо можно заезжать с любой полосы, двигаться по кольцу в любой удобной для вас полосе и съезжать с кольца в любую удобную для вас полосу. Но при этом целесообразно соблюдать рядность движения. То есть если заезжаете на кольцо со среднего ряда, то и на кольце желательно начать движение со среднего ряда.
Пример:
Вы едете на 95 квартал со стороны той же Мудрёной и планируете сразу сворачивать на Дзержинку. В этом случае логично будет заезжать с правой полосы на внешнюю (правую) полосу кольца и выскочить в правую полосу на проспекте Мира.
Со стороны Мудрёной вам нужно на Соцгород. В этом случае логично заехать на 95 квартал со средней полосы, проехать по кольцу в средней полосе и съехать с кольца в среднюю полосу проспекте Металлургов.
Со стороны Мудрёной вам нужно сделать полный разворот по кольцу, чтобы поехать обратно в сторону Мудрёной. В таком случае логично заехать на 95 квартал с левой полосы, проехать по кольцу по самому внутреннему кругу и выехать с кольца в лесую полосу Волгоградской (сейчас она называется улицей Свободной Ичкерии).
Третье правило
Съезжая с кольца, нужно обязательно пропустить автомобили, которые находятся справа от вас и двигаются дальше по кольцу.
Пример:
95 квартал. Вы со стороны Мудрёной двигаетесь по средней полосе в сторону Соцгорода. Со средней полосы вы планируете попасть в среднюю полосу проспекта Металлургов, пересекая внешний круг кольца. В этот момент по внешней полосе может ехать троллейбус в сторону автовокзала. В таком случае, вам нужно пропустить троллейбус, поскольку он двигается дальше, а вы совершаете перестроение.
Четвёртое правило
Внутри кольца можно перестраиваться. То есть из внутреннего ряда можно переехать в средний. Из внешнего ряда можно переехать во внутренний. Как вам будет угодно.
Тут примеров, думаем, никаких не нужно.
Пятое и последнее правило
Сейчас в автошколах говорят, что, заезжая на кольцо, левый поворотник включать не надо. Нужно включать только правый поворотник при съезде с кольца. Или если вы собираетесь перестроиться внутри кольца, то тоже нужно включать соответствующий направлению перестроения поворотник.
Всё правильно. Но мы всё таки рекомендуем включать левый поворотник при въезде на кольцо и дальнейшем движении по кругу. Во-первых, таким образом, вы чётко даёте понять, что продолжаете ехать по кольцу и никуда не съезжаете. Во-вторых, с левым поворотником заезжает на кольцо большинство водителей. В третьих, так делают даже патрульные полицейские.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2: НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВКЛЮЧАТЬ ПОВОРОТНИКИ
Сейчас многие адвокаты говорят, что при въезде на кольцо левый поворотник включать не надо. Есть также юридическая практика, которая это подтверждает. Постановления полицейских, которые штрафовали за не включённый на кольце левый поворотник, в суде отменяли.
Вероятно, именно по этой причине в автошколах сейчас не требуют включать левый поворотник при въезде на кольцо. И даже, как говорят, запрещают. Более того, за такое можно даже провалить экзамен.
И мы согласны с тем, что въезжать на кольцо можно без левого поворотника. Ключевое слово "можно". То есть можно включать, а можно не включать.
По правилам дорожного движения указатели поворотов нужно включать при повороте, развороте, перестроении, начале и остановке движения. Это исключительный перечень. Других случаев, когда надо пользоваться указателями поворота, нет.
Въезжая на кольцо, мы не перестраиваемся с одной полосы на другую, не разворачиваемся, не начинаем ехать, не останавливаемся и не поворачиваем. Мы просто продолжаем ехать по дороге, которая имеет закруглённую конфигурацию и предполагает движение только против часовой стрелки. Иными словами, центральную клумбу объезжаем справа.
Но наша автошкола говорит, что при въезде на кольцо всё таки лучше включать левый поворотник. Хотя это не обязательно.
Включая левый поворотник перед въездом на кольцо и продолжая с ним двигаться дальше по кольцу, мы принимаем дополнительные меры безопасности. Мы как бы говорим соседним автомобилям, что едем по кольцу дальше и не будем с него съезжать. Если это не делать, то мы вас уверяем: когда-нибудь найдётся олень, который въедет вам в левую бочину.
Кстати говоря, если понаблюдать, то с левым поворотником на кольцо заходит большинство автомобилей. Более того, левый сигнал поворота включают даже полицейские автомобили. Вот просто обратите на это внимание при случае.
При выезде из кольца обязательно необходимо включить правый поворотник и посмотреть вправо. Увидев движущийся дальше по кольцу автомобиль, вы должны его пропустить, а только потом продолжать движение. Не сделав это, вы совершите грубую ошибку.
Конкретный пример для тех, кто живёт в Кривом Роге
Через 95 квартал проезжает троллейбус 3 маршрута. Он въезжает на кольцо со стороны Мудрёной, проезжает мимо проспекта Мира, затем мимо проспекта Металлургов и уходит на проспект Гагарина (Университетский) в сторону автовокзала. Всё это время троллейбус едет по правому, внешнему, кругу кольца.
И тут представьте, что вы из среднего ряда 95 квартала собираетесь выехать на проспект Металлургов. Если не пропустите в этот момент троллейбус, то врежетесь в его левый бок. Если решите проскочить перед троллейбусом, то с высокой долей вероятности он врежется в ваш правый бок.
Полиция, однозначно, признает вас виновной в ДТП. Плюс огромные деньги на ремонт машины. Плюс нервы и куча потерянного времени.
Можно сказать так. Троллейбус едет по кольцу по своей полосе и никуда не перестраивается. А вы внутри кольца перестраиваетесь со среднего ряда в правый. А при перестроении, как известно, нужно пропускать автомобили, которые едут в попутном направлении.
Итак, в качестве итога:
• Заезжая на кольцо, включаем левый поворотник и пропускаем всех, кто слева на кольце
• Выезжая из кольца, включаем правый поворотник и пропускаем всех, кто справа на кольце
• Внутри кольца можно перестраиваться хоть влево, хоть вправо, главное, включаем соответствующий направлению перестроения поворотник и пропускаем всех, кто едет по параллельной полосе
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3: ВКЛЮЧАЙ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТНИК
Так всё таки: нужно ли включать поворотник при въезде на кольцо? Если нужно, то какой? Давайте разберёмся.
Сразу уточним: мы не считаем себя экспертами в правилах дорожного движения. Некоторые нюансы ПДД нам до сих пор неизвестны. До сих пор допускаем ошибки, не понимая причины.
Но пробелы в знаниях, компенсируем многолетним стажем вождения. Опыт показывает, что абсолютно все правила дорожного движения имеют своё логическое объяснение. Принцип безопасного вождения сводится к тому, что управление автомобилем должно быть предсказуемым и понятным для других водителей.
В частности, это касается проезда кольцевых развязок. Кольца нужно пересекать так, чтобы другие автомобилисты понимали ваши намерения. Водители должны понимать, куда вы будете ехать: дальше по кольцу или уходить на первом съезде.
Например, я заезжаю на кольцо и планирую двигаться по нему дальше, минуя несколько съездов. В этом случае обязательно включаю левый поворотник. Таким образом я предупреждаю соседних водителей, которые хотят съехать с кольца, что меня нужно пропустить.
Перед съездом с кольца включаю правый поворотник. В этом случае я предупреждаю соседей по дороге, что дальше по кольцу ехать не собираюсь. Если кому-то слева от меня нужно тоже покинуть кольцо, то меня пропускать не нужно.
При этом, я знаю, что согласно правилам дорожного движения левый поворотник при въезде на кольцо включать не нужно. В Интернете можно найти достаточно убедительных комментариев по этому поводу от автомобильных экспертов. Ведь, въезжая на кольцо, мы поворачиваем направо, поэтому левый поворотник не нужен.
Всё это, конечно, правильно. Но нужно не забывать, что кроме дисциплинированных, грамотных и внимательных водителей, по дорогам катается куча автохамов и дебилов. Которые игнорируют или попросту не знают правила дорожного движения.
Представьте, что вы едете по кольцу без левого поворотника. И вдруг какой-то придурок слева от вас въезжает вам в бок. И лишь потому, что он подумал: раз вы не включали левый поворотник, то также собирались съезжать с кольца.
Кто будет виноват в аварии? Конечно, тот водитель, который не пропустил вас при съезде с кольца. Его, безусловно, оштрафуют, а страховая компания выплатит вам деньги на ремонт машины.
Ну будет ли вам от этого легче?
Компенсирует ли осознание собственной правоты разбитый автомобиль, потраченное время и потрёпанные нервы?
Мы так не думаем
Вот именно поэтому, чтобы минимизировать риск возникновения аварий, я рекомендую включать левый поворотник при въезде и дальнейшему движению по кольцу. Конечно, даже это не гарантирует, что какой-то мамкин шумахер, который совсем недавно купил права, не въедет вам в левый бок. Но шансов попадания в ДТП по этой причине у вас будет гораздо меньше.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4: ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПОВОРОТНИК НЕ ВКЛЮЧАТЬ
Как-тот раз произошла ситуация, которую все начинающие водители боятся как страшный сон. Это проезд кольца с возникновением аварийно-опасной ситуации.
В общем, выезжает наш инструктор Михаил с ученицей Юлей на кольцо 95 квартала. Движутся со стороны Металлургов в сторону Дзержинки.
Подъезжают к кольцу со среднего ряда проспекта. Занимают наиболее оптимальный для проезда кольца средний ряд. На всякий случай включают левый поворотник, чтобы все понимали их намерения ехать по кольцу дальше.
Но тут с левого ряда кольца ученицу подрезает какой-то мудак на красном Hyundai Gets и быстро уходит на проспект Гагарина. При этом он ещё успел посигналить и посмотреть на девушку, как на кусок собачьего дерьма. Мол, ты чё, корова, не видишь, куда едешь?
И, кстати, если не ошибаемся, то он съезжал с кольца без включённого правого поворотника.
Ситуация произошла крайне аварийно-опасная. Если бы ученица не успела среагировать, то было бы столкновение. Юле, респект и уважуха.
Мужик - конченый мудак и ублюдок. Тупо не знает правил дорожного движения. Поскольку при съезде с кольца нужно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся справа. Полиция, однозначно, признала бы его виновником ДТП.
Хорошо, что всё хорошо закончилось. Но выводы нужно сделать, девочки, такие:
• Как ни крути, но кольцо - это элемент дороги с повышенной опасностью
• Чтобы уметь проезжать кольца, нужно знать правила дорожного движения и тренироваться
• При этом знания правил дорожного движения не избавляют от дебилов, автохамов, мамкиных шумахеров и прочих мудаков
• Чтобы предупредить возникновение аварийно-опасной ситуации на кольце, нужно научиться предугадывать действия других участников дорожного движения
• То есть, двигаясь по кольцу, нужно внимательно смотреть налево и контролировать действия других водителей. Особенно важно это делать перед съездами с кольца
• Смотря влево, знайте, что вокруг полно водителей, которые в последний раз заглядывали в книжечку под названием "Правила дорожного движения" лет 20 назад и забыли, всё что когда-то учили в автошколе
• Если каким-то образом почувствовали, что водитель слева собирается выезжать с кольца, не пропуская вас, то дайте ему Христа ради проехать
• Помним правило ДДД - дай дураку дорогу
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5: ЗНАЙ ТЕХНИКУ ПРОЕЗДА КОЛЬЦА НА МЕХАНИКЕ
Для уверенного и безопасного проезда кольцевых развязок на автомобиле с механической коробкой передач важно правильно выбирать скорость, контролировать сцепление и быть готовым к быстрому реагированию на изменение дорожной обстановки. Вот основные шаги:
Подготовка перед въездом:
Подъезжая к кольцу, заранее снизьте скорость, чтобы успеть оценить трафик на круге. Обычно оптимально перейти на вторую передачу.
Выжмите сцепление и плавно тормозите, пока не получите полное представление о том, сможете ли въехать на круг без остановки. Если впереди уже есть поток, приготовьтесь ненадолго остановиться.
Оценка трафика и выбор передачи:
Оцените, какой интенсивности поток на круге, и есть ли возможность въехать. Если круг свободен, удерживайте вторую передачу и плавно въезжайте на круг, чуть приподняв сцепление, чтобы получить мягкое ускорение.
Если кольцо загружено, переходите на первую передачу для плавного трогания с места, а затем, при возможности, сразу переключайтесь на вторую.
Движение по кругу:
Поддерживайте равномерную скорость на второй передаче. Для большинства небольших кругов вторая передача и скорость 15-25 км/ч будут оптимальными.
Держите сцепление полностью отпущенным, чтобы избегать рывков и лишней усталости. Если круг большой, допускается переход на третью передачу, но обычно это актуально для кругов с несколькими полосами и более высоким разрешённым лимитом скорости.
Съезд с круга:
Перед съездом включите правый поворотник и плавно сбрасывайте скорость.
Оцените необходимость переключения на первую передачу для более мягкого поворота при съезде, особенно если дорога узкая или уходит под крутым углом. В большинстве случаев достаточно оставаться на второй передаче.
Слегка подтормаживайте перед съездом, чтобы контролировать выход с круга.
Общая техника управления:
Избегайте частого переключения передач в пределах кольца, так как это может отвлечь от оценки дорожной обстановки.
На поворотах избегайте полуотжатого сцепления — это помогает сохранить управляемость и стабильность автомобиля.
Эти простые шаги помогут вам комфортно освоить проезд круговых развязок,
контролируя автомобиль и выполняя маневры без лишнего напряжения