НЮАНС 1: НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ПЕРЕКРЁСТОК НЕРАВНОЗНАЧНЫХ ДОРОГ
Особый геморрой у начинающих водителей вызывает проезд перекрестка неравнозначных дорог. Одно дело, если его регулирует светофор. Тогда на красный стоим, на зелёный едем, если поворачиваем налево, то пропускает встречку, которая едет прямо и направо.
Но совсем другое дело, если движение регулируют знаки приоритета. То есть с одной стороны перекрестка установлен знак "главная дорога", а с другой - "уступить дорогу". Ещё хуже, если ещё есть знак направления главной дороги.
Тогда, подъезжая к такому перекрестку, водитель зачастую начинает тупить. Хрен его знает, кто кого должен пропускать. А если ко всему прочему, сзади нервно сигналят особо торопливые водители, то начинаются страх и истерика.
Девочки, на самом деле всё просто. Сейчас мы постараемся написать понятным языком правило проезда нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог. А вы постарайтесь вдумчиво прочитать и всё понять.
Итак, последовательность проезда такова:
1. Первыми проезжают перекрёсток водители, которые движутся по главной дороге
Из них:
• Сначала едут водители, которые продолжают ехать по главной дороге. У них нет помехи справа. То есть движутся по направлению жирной полосы знака направления главной дороги. Причём не важно, в какую сторону главная дорога поворачивает.
• Затем едут водители, которые съезжают с главной дороги на второстепенную дорогу. То есть с жирной полосы поворачивают на тонкую полосу. При этом, если появилась помеха справа, то они еду вторыми.
2. Только после этого проезжают перекрёсток водители, которые приближаются со второстепенной дороге. А между собой они разъезжаются используют два простых правила:
• Помеха справа. Первым проедет перекрёсток тот, кто приближается к вам справа.
• Если вы собираетесь повернуть на перекрёстке налево, то должны пропустить транспорт, который едет навстречу вам прямо или поворачивает направо (то есть на перекрестке будет казаться, что он поворачивает в вашу же сторону).
Обобщаем написанное:
1. Сначала разъезжаются машины, которые едут с главной дороги на главную.
2. Затем разъезжаются машины, которые едут с главной дороги на второстепенную, не имея помехи справа.
3. Потом разъезжаются машины, которые движутся по второстепенным дорогам. Для них действует правила помехи справа и поворота налево.
НЮАНС 2: ЗНАЙТЕ, КТО ПРОЕДЕТ ПЕРВЫМ
Ещё раз по поводу нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог. Как быстро сообразить, в какой последовательности его проезжать?
Для начала, самое главное правило. Мы о нём рассказывали раньше, когда писали о понятном и предсказуемом движении.
Ещё раз напоминаем:
Сидя за рулём, смотрите вперёд как можно дальше. На 100-200-300 метров вперёд. Так вы сможете своевременно прогнозировать развитие дорожной обстановки.
Как только проехали один перекрёсток, сразу направляйте взгляд на следующий перекрёсток. Смотрите, каким цветом горит впереди светофор. Обратите внимание, загружен или свободен перекрёсток, есть ли по пути нерегулируемые пешеходные переходы, стоят ли на обочине полоумные бабки и вмазанные нарики.
И тогда вы сможете выбрать оптимальную скорость движения. Без остановки проехать следующий перекресток или, по крайней мере, остановиться перед ним плавно. А в случае чего, вовремя объехать препятствие.
Так вот, подъезжая к нерегулируемому перекрёстку неравнозначных дорог, заранее посмотрите на установленные знаки приоритета. Главная у вас дорога или второстепенная, в какую сторону ведёт главная дорога? Чем раньше вы увидите свои знаки, тем больше будет времени понять, в какой последовательности проезжать перекрёсток.
• Вы подъезжаете к перекрёстку по главной дороге и поедете дальше тоже по главной. В таком случае вы едете первой и никого не пропускаете.
• Вы подъезжаете к перекрёстку по главной дороге, но будете съезжать на второстепенную. В таком случае пропустите только тех, кто мимо вас продолжает ехать по главной. Останавливаемся только в случае, если они будут вам мешать проехать перекресток без остановки.
• Вы подъезжаете к перекрёстку по второстепенной дороге. В таком случае пропустите всех, кто едет по главной дороге. То есть с главной на главную и с главной на второстепенную. Далее используйте правила помехи справа и поворота налево.
Важное замечание: все остановки делаем только в том случае, если надо пропустить встречный автомобиль
Например, встречный автомобиль едет с главной на главную, поворачивая в одну сторону, а вы едете со второстепенной на второстепенную, поворачивая в другую сторону. В таком случае вы друг другу не мешаете, ваши траектории движения не пересекаются. Проезжайте перекрёсток без остановки.
НЮАНС 3: НАУЧИТЕСЬ ОТЛИЧАТЬ ИЗГИБ ДОРОГИ ОТ ПОВОРОТА
Многих неопытных водителей часто мучает вопрос: какой поворотник включать на пересечении главной и второстепенной дорог. И нужно ли вообще его включать, если, например, мы движемся по изгибу главной дороги направо.
В правилах дорожного движения чётких инструкций по этому поводу нет. Написало лишь, что сигнал указателя поворота нужно включать при смене направления движения. И тут нам попалась публикация из автомобильного сайта "За рулём", где объясняются действия водителя на перекрёстках главной и второстепенной дорог. Как нам кажется, то написано достаточно понятно. Думаем, что и вам будет полезно это прочитать.
Первый вариант: классический перекрёсток, где главная и второстепенная дороги пересекаются под прямым углом
✅ Водитель собирается двигаться по главной дороге, следовательно будет совершать на перекрестке маневр правого или левого поворота. Поэтому предупредить других водителей необходимо.
❌ Если нужно двигаться прямо (съехать прямо на второстепенную дорогу), то подавать сигнал световым указателем поворота не следует.
Второй вариант: Y-образный перекрёсток, где главная дорога уходит в сторону не под прямым углом, а как бы наискосок
✅ Если водитель будет двигаться по главной дороге, ему нужно подавать сигнал правым указателем поворота, поскольку он будет совершать маневр правого поворота (и это не зависит от угла примыкания дорог).
❌ Если ему нужно съехать на второстепенную, то есть двигаться прямо - указатель поворота не трогать.
Третий вариант: изгиб главной дороги с примыканием второстепенной
В этом случае сайт рекомендует поступать таким образом:
На знаке указан изгиб дороги. Это перекресток со сложной конфигурацией. Таблички перед этим перекрестком могло и не быть. Ее установили, чтобы водители могли заранее знать, что главная дорога с изгибом.
❌ В этом случае, продолжая движение по главной дороге, подавать сигнал световым указателем поворота не следует.
✅ Но если водитель собирается съехать на второстепенную дорогу, то будет совершать маневр левого поворота и подъезжая к перекрестку необходимо об этом сигнализировать
НЮАНС 4: ЗНАЙТЕ, КОГДА ПРОПУСКАТЬ ПЕШЕХОДА НА ЗЕБРЕ
Вот как вас учили в автошколе проезжать нерегулируемые пешеходные переходы? Если пешеход хотя бы одной ногой ступил на дорогу, то нужно остановиться и его пропустить. Приблизительно так рассказывали инструкторы, да?
Наши инструкторы этим в корне не согласны. По нашему мнению, вам так объясняли для, так сказать ефрейторского зазора, как говорили в советской армии. То есть чем раньше ученик перед зеброй остановится, тем больше шансов ему не наехать на пешехода.
Вот что написано но этому поводу в правилах дорожного движения Украины:
18.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность.
Обратите внимание на последнюю фразу:
"... чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность".
Как мы понимаем эти слова?
Это значит, что, проезжая пешеходный переход, водитель не должен оказаться препятствием или опасностью для пешехода. Иными словами, если пешеход не остановился, не замедлил шаг или, наоборот, не ускорился, чтобы водитель мимо него проехал, то значит, что водитель препятствия или опасности пешеходу не создал.
Ещё раз. Вот вы проезжаете нерегулируемый пешеходный переход. В это время по зебре уже идёт человек. В таком случае необязательно останавливаться, если понимаете, что не создадите препятствие или опасность для пешехода. То есть он не остановится, не замедлится или не ускорится, чтобы вас пропустить.
Уточним: никто не говорит, что нужно внаглую пролетать мимо пешехода, как это зачастую делают мамкины шумахеры. Но если вы понимаете, что можете спокойно проехать мимо пешехода на безопасном расстоянии (ну это 2-3 метра), то не надо во что бы то ни стало тормозить перед зеброй. Во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, резкое торможение запрещено ПДД.
И наконец, мы всегда говорим своим ученицам: надо быть вежливым водителем. Увидели, что впереди из парковочного места хочет выехать автомобиль, остановитесь и пропустите. Увидели, что впереди человек собирается перейти дорогу, остановитесь и пропустите.
НЮАНС 5: ПРОПУСКАТЬ ТРАМВАЙ НУЖНО, НО НЕ ВСЕГДА
Если сказать по-простому, то нужно всегда пропускать трамвай
Но есть исключения:
• Если на перекрестке у вас главная дорога, а у трамвая - второстепенная, то тогда трамвай пропускает вас.
• Трамвай пропускает вас, если он выезжает из депо. Такое место есть около перекрестка Украинской и Святониколаевской (бывшей Ленина).
• Вы едете по кольцу, а трамвай пересекает кольцо насквозь, то трамвай пропускает вас. Такое место - кольцо Косиора.
Теперь что касается остановки, когда посреди дороги в трамвай заходят или выходят пассажиры. В этом случае водитель должен стоять и ждать, когда закончится высадка и посадка пассажиров, и у трамвая закроются все двери.
То есть не одно из двух условий - или закончится высадка/посадка пассажиров, или закроются двери, а должны выполниться оба условия: закончится высадка/посадка пассажиров и закрыться двери.
И тут тоже есть нюанс
Бывает так, что высадка и посадка пассажиров уже закончилась. Закрылись все двери, кроме передней. А водитель трамвая пошел в диспетчерскую сверяться. Такое постоянно происходит на 9 квартале ЮГОКа. И бывает, что водителя нет 5 и более минут. А трамвай тем временем стоит посреди дороги с открытой дверью.
Что делать в таком случае? По правилам дорожного движения нужно стоять и ждать, когда у трамвая закроются двери. Но многие водители, если такое происходит, аккуратно проезжают мимо открытых дверей трамвая.
НЮАНС 6: ЗАЕЗЖАТЬ НА ТРАМВАЙНЫЙ ПУТЬ МОЖНО
Если трамвайный путь находится на одном уровне с проезжей частью, то на рельсы заезжать можно. Например, вам нужно объехать препятствие или совершить опережение. Но только в том случае, если нет запрещающих знаков, знаков, которые показывают направление движения по полосам, а также если трамвайное полотно не отделено от дороги сплошной линией.
А вот поворачивать налево и разворачиваться не можно, а нужно с трамвайного пути попутного направления. Но опять же, если пути не отделены сплошной линией, нет запрещающих и предписывающих знаков. Ну и конечно, если вы не мешаете самим трамваям.
Более подробно об этом написано в пункте 11.8 Правил дорожного движения